«Маска, я тебя знаю!»: открылся карнавал в Венеции

27 января в Венеции начинается один из старейших в мире карнавалов, насчитывающий в своей истории  тысячелетие. Продлятся празднования чуть более 2 недель, с 27 января по 13 февраля под девизом «Creatum: Civitas Ludens», что переводится как «Творчество: Город спорта».

Произошел Венецианский карнавал с обычаев Древнего Рима отмечать  Сатурналии — празднества в честь бога времени Сатурна в  конце года, во время  зимнего солнцестояния. Тогда в течении нескольких дней на пиршествах веселились знатные особы наравне  со своими рабами, приглашенными за их богатый стол. Оттуда же и произошли традиции рядиться на праздник и носить маски для того чтоб скрыть свой социальный статус.

Начиная с христианизации Европы, в 9 веке праздник в Венеции начал отмечаться в феврале, приурочивая дни веселья к последним гуляньям перед Великим постом — по аналогии с нашей привычной  Масленицей.

Так же как венецианская карнавальная маска  — такой же известный сувенир, как и российская матрешка.  Средневековые маски по традиции были изготовлены из папье-маше, но назначение имели не украшать, как сегодня, а скрывать лицо человека.

Корреспонденту «Тасс» научным сотрудником Музейно-выставочного центра «Музей моды» Михаилом Комраковым— описывался тот период так: «Венеция в те времена была южными торговыми воротами Европы, в  городе всегда было много заезжих людей, людей разных сословий, которые хотели остаться неузнанными. И многие носили маски не только в дни карнавала, а по несколько месяцев, с октября по февраль; запрет на ношение маски вводился только на время Великого поста. Любопытствовать, кто же скрывается за маской, считалось дурным тоном».

С 1346–1348 гг. в Европе разгулялась черная чума, и в Венеции, назло всем страхам, приобретает популярность маска Чумного Доктора (Дотторе Песте), классическая овальная форма дополнилась большим птичьим клювом, в котором врачами пряталась пропитанная благовониями, маслами и уксусом вата для профилактики болезни.Венеции

Следующая популярная маска начиная с XVII века — Баута, имела немного зловещий вид с нахмуренными бровями, острым носом и выпирающим подбородком. Но широкое распространение получило  среди мужчин и женщин разных сословий благодаря удобству. В ней можно было принимать пищу и пить не снимая ее, а особенность строения маски  изменяла голос, что делало собеседника ещё более неузнаваемым.

Маска, особенно любимая Казановой, была женской овальной маской Моретта, Она изготавливалась из черного бархата, хоть и была родом из Франции, но часто носилась венецианскими дамами во время посещения монастырей. Это самая изысканная и красивая женская маска, потому что прикрывала лишь центральную часть лица, Венецииподчёркивая белизну кожи. Кроме того, отсутствовала прорезь для рта, а с обратной  стороны маски выступал деревянный штырек, за который женщина хвасталась зубами и этим держала маску, не имея возможности разговаривать. Потому то эту маску называли еще Srevette Мutta («немая служанка»), и «отрадой мужей».

Главной деталью средневекового карнавального костюма был плащ, — рассказывает коллекционер, Известным искусствоведом и историком моды Александром Васильевым подробно описан ещё один важный, если не главный элемент карнавального костюма: плащ домино. «Длинный, в пол, с капюшоном — позволял скрыть не только лицо, но и фигуру, вес, возраст, пол человека. Кстати, нередко мужчины переодевались в женщин».

Некогда во время праздника карнавала людьми забывались и религиозный фанатизм с жестокостью Крестовых походов и инквизиции, ханжеские правила и запреты на радость, чувства, эмоции. Эту радость и безудержное веселье он дарит и сегодня, собирая на улицах Венеции тысячи людей со всего мира.

NEWS1.ru