27 января в Венеции начинается один из старейших в мире карнавалов, насчитывающий в своей истории тысячелетие. Продлятся празднования чуть более 2 недель, с 27 января по 13 февраля под девизом «Creatum: Civitas Ludens», что переводится как «Творчество: Город спорта».
Произошел Венецианский карнавал с обычаев Древнего Рима отмечать Сатурналии — празднества в честь бога времени Сатурна в конце года, во время зимнего солнцестояния. Тогда в течении нескольких дней на пиршествах веселились знатные особы наравне со своими рабами, приглашенными за их богатый стол. Оттуда же и произошли традиции рядиться на праздник и носить маски для того чтоб скрыть свой социальный статус.
Начиная с христианизации Европы, в 9 веке праздник в Венеции начал отмечаться в феврале, приурочивая дни веселья к последним гуляньям перед Великим постом — по аналогии с нашей привычной Масленицей.
Так же как венецианская карнавальная маска — такой же известный сувенир, как и российская матрешка. Средневековые маски по традиции были изготовлены из папье-маше, но назначение имели не украшать, как сегодня, а скрывать лицо человека.
Корреспонденту «Тасс» научным сотрудником Музейно-выставочного центра «Музей моды» Михаилом Комраковым— описывался тот период так: «Венеция в те времена была южными торговыми воротами Европы, в городе всегда было много заезжих людей, людей разных сословий, которые хотели остаться неузнанными. И многие носили маски не только в дни карнавала, а по несколько месяцев, с октября по февраль; запрет на ношение маски вводился только на время Великого поста. Любопытствовать, кто же скрывается за маской, считалось дурным тоном».
С 1346–1348 гг. в Европе разгулялась черная чума, и в Венеции, назло всем страхам, приобретает популярность маска Чумного Доктора (Дотторе Песте), классическая овальная форма дополнилась большим птичьим клювом, в котором врачами пряталась пропитанная благовониями, маслами и уксусом вата для профилактики болезни.
Следующая популярная маска начиная с XVII века — Баута, имела немного зловещий вид с нахмуренными бровями, острым носом и выпирающим подбородком. Но широкое распространение получило среди мужчин и женщин разных сословий благодаря удобству. В ней можно было принимать пищу и пить не снимая ее, а особенность строения маски изменяла голос, что делало собеседника ещё более неузнаваемым.
Маска, особенно любимая Казановой, была женской овальной маской Моретта, Она изготавливалась из черного бархата, хоть и была родом из Франции, но часто носилась венецианскими дамами во время посещения монастырей. Это самая изысканная и красивая женская маска, потому что прикрывала лишь центральную часть лица, подчёркивая белизну кожи. Кроме того, отсутствовала прорезь для рта, а с обратной стороны маски выступал деревянный штырек, за который женщина хвасталась зубами и этим держала маску, не имея возможности разговаривать. Потому то эту маску называли еще Srevette Мutta («немая служанка»), и «отрадой мужей».
Главной деталью средневекового карнавального костюма был плащ, — рассказывает коллекционер, Известным искусствоведом и историком моды Александром Васильевым подробно описан ещё один важный, если не главный элемент карнавального костюма: плащ домино. «Длинный, в пол, с капюшоном — позволял скрыть не только лицо, но и фигуру, вес, возраст, пол человека. Кстати, нередко мужчины переодевались в женщин».
Некогда во время праздника карнавала людьми забывались и религиозный фанатизм с жестокостью Крестовых походов и инквизиции, ханжеские правила и запреты на радость, чувства, эмоции. Эту радость и безудержное веселье он дарит и сегодня, собирая на улицах Венеции тысячи людей со всего мира.