Бабушке из Волгоградской области 109 лет! Секрет от долгожительницы

Бабушке Марфе Маньковой из станицы Глазуновской, что в Волгогадской области, десятого мая исполнится 109 лет. О секрете её долголетия пишет агентство РИА Новости. 

 

Марфа Манькова начала работать с ранней юности, потеряла детей и мужа. В прошлом — постоянное чувство голода, бедность. Даже предлагали детей отдать в детский дом — двух сыновей и дочь. Однако женщина все трудности пережила. Сегодня её главная опора в жизни — дети, которым уже, понятно, не восемнадцать.

 

Живёт героиня в маленьком доме. Он тщательно выбелен. В день встречи с корреспондентом РИА Новости, по словам сына Марфы Фомича, оказалась родительская суббота. В этот день они молятся за «болящих и поминают родных», читают каноны.

 

В комнате, где молятся, находятся порядка десяти человек. Практически все они местные. Однако, некоторые специально приехали из Михайловки, которая находится неподалёку. Во время молитвы закрыты простынями всё, что может отражать человека — зеркала, телевизор, буфетный шкаф.

 

Интересно то, что молитвы здесь не читают, а поют. В конце — «Господи, помилуй», крестятся двумя перстами. Михаил Фомич рассказал, что они старообрядцы, а предке переехали в станицу после церковного раскола. На диване сидит и старушка Марфа Нефёдовна. Бабушка также принимает участие в молебне уже в третий час. Несмотря на такой возраст!

 

Михаил Меньков проводит у себя дома молебен по усопшим. Фото Светланы Самсоновой, РИА Новости.

 

Отца долгожительницы убили ещё во время Гражданской войны, она его практически не помнит. Он был одним из красных партизан, дядя был раскулачен, не захотел вступать в колхоз. Марфа Нефёдовна говорит, что мать вырастила сама троих детей, денег не было.

 

В юном возрасте женщина пошла пахать в поле, таскала зерно на току, убиралась в свинарнике. Читать и писать бабушка не научилась, в школу не ходила. За местного казака, которого звали Фома, в 1935 году вышла замуж. По любви.

 

«Конечно, любила мужа. Сошлись, и всё. А в сорок третьем году его на фронт забрали. Дочке семь лет, сыну пять и третьим в положении. Было еще двое детей, но умерли. А эти остались», — вспоминает старушка.

 

Похоронка на мужа была принесена практически через пару месяцев. По словам Михаила Фомича, отец не должен был идти на фронт — была бронь. Работал он бригадиром трактористов, ругался с председателем колхоза. Под Сталинградом он погиб.
Больше женщина не решилась выходить замуж, но предложения были.
— Куда ж замуж, трое детей. Да и не нужен чужой дядька моим, — говорит Марфа Нефедовна. После она, совсем неожиданно, стала плакать. Бабушка вспомнила как её дом в грозу. Молния также чуть не была Мишу, младшего сына. Он говорит, что долгожительница и сейчас переживает за свою семью. 
Дом сгорел в 1954 году. Тогда женщина работала в поле, а о беде никто даже не сообщил.
— Потом уж как с поля вернулась — Маруська на месте, Ванька на месте, а меня нет. Она кинулась искать. Меня и принесли на руках. В меня молния попала. Даже закапывали в землю, только голова торчала, чтоб заряд быстрее ушёл. А ей плохо тогда стало, саму еле откачали, — рассказывает Михаил Фомич.
По поводу своей жизни Марфа Нефёдова говорит только одно: «тяжело». Во время полевых работ, которые были ночью, она заснула на прицепе трактора — упала под плуг. Тракторист случайно увидел, что женщины нет, остановил машину. Только это её и спасло.
Михаил рассказывает, что семья их была самой бедной в станице. Не скрывает, что просил хлеб у соседей. Председатель колхоза, чтобы помочь, взял к себе его на работу. Она заключалась в том, что нужно было сторожить цыплят от коршунов. Говорит, что трудовой стаж начался в 7 лет.
Для Марфы Нефёдовны главное в жизни всегда были дети. Ей предлагали отдать детей в роддом, но она сказала, что лучше сама будет голодной, чем их кому-то отдаст.
— Уеду на работу, одни дети малые дома. Приду домой, темно, они на крылечке сидят кучкой, ждут меня, — вспоминает Марфа Нефёдовна.
Марфа Нефедовна во время молебна. Фото Светланы Самсоновой, РИА Новости.

 

Молебен заканчивается поминальным столом, где есть щи с фасолью и грибами, картошка с грибами, тыквенная каша, кутья из перловки, меда и увачки. Михаил Фомич говорит, что это все их казачьи блюда. —  А увачки — это вареная халва, в которую макают хлеб. В пост — самое то! И мама очень их любит. Она вообще всё ест, хоть зубов уже и нет, но любит мясо и сало.

 

Вспоминая годы военного лихолетья, Михаил говорит, что теперь его долго — заботиться о матери. Живут они с 1986 года вместе, как развёлся со своей супругой. Вместе с ними и дочь Марфы Нефёдовны, её 83 года. Её нездоровиться, проблемы с ногами. На молебен она прийти не смогла.

 

У Марфы Нефёдовны также здоровье подводить. Уже видит как в тумане, говорит. Благодарит сына и дочь, что ухаживают. Сын, по её словам, готовит, убирает, ухаживает за огородом. Рассаду уже посадил и поставил на подоконник.

 

— Я в теплице ковыряюсь, слышу, кто-то шаркает. Глядь, а она (мама) идёт. Говорю: куда? Она не слышит, мимо прошла, на курей поглядела. А назад идти сил нет, говорит: отведи меня, — рассказывает Михаил Фомич.

 

Марфа Нефёдовна имеет 6 внуков, 8 правнуков и 5 праправнуков. К бабушке все не приезжают.

 

Марфа Менькова. Фото Светланы Самсоновой, РИА Новости.

 

Секрет долголетия, по словам Михаила Фомича, у женщины простой. Она никогда не выпила спиртного, не ругалась матом. В больнице женщина лежала, но никогда таблеток не пила. Не одной. Верит только уколам. В роду у семьи было немало долгожителей. К примеру, его бабушка, мама Марфы Меньковой. Она ушла из жизни в 92 года, дядя — в 94.

 

Марфа Менькова со своим сыном Михаилом. Фото Светланы Самсоновой, РИА Новости.

 

Марфу Нефёдовну считают самым пожилым человеком во всей Волгоградской области. Местные власти о женщине также помнят: приезжают, дарят подарки.

 

Марфа Нефедовна, можно сказать, стала главным символом станицы. Ее считают самым пожилым человеком в Волгоградской области. В обязательном порядке местные власти навещают ее, дарят подарки.

Раньше женщина любила спеть, но как умер старший сын Иван здоровье скатилось. Теперь не поёт. Умер он прошлым летом, после этого женщина часто плачет.
Марфа Нефёдовна показала и свою комнату, где живёт. Здесь есть кованный сундук, на стене — портрет дочери, шерстяной ковёр. В комнате есть и печка, хотя дом с газовым отоплением. Печка выполняет роль старой и привычной жизни.
— Никогда не думала, что столько проживу. Вот ещё день прожила — и хорошо, — напоследок говорит Марфа Нефёдовна. 
Марфа Менькова. Фото Светланы Самсоновой, РИА Новости.
NEWS1.ru