Всероссийский опрос «Ромира» состоялся в апреле, в нем участвовали 1,5 тысячи респондентов в возрасте от 18 лет и старше, которые проживают в городах и в сельской местности во всех федеральных округах страны. Граждан спрашивали, на каких статьях расходов они экономили в течение минувшего года.
«Только 17% респондентов сообщили, что они ни на чем не экономят. Таким образом, был прерван тренд по увеличению числа граждан, которые не экономят: в 2016 году — 11%, в 2017 году — 18%, а в 2018 — уже 24%», — сообщается в исследовании.
«В этот раз еда не стала главной статьей экономии, как в предыдущие годы. Больше, чем на еде, в течение прошедшего года россияне экономили на путешествиях — об этом заявили 29%», — добавляет «Ромир». В минувшем году показатель составлял 12%.
Третье место по масштабам экономии занимают расходы на одежду и обувь: если в минувшем году доля экономящих на них граждан составляла 9%, то по результатам опроса этого года — 23%. Доля граждан, которые уменьшили траты на развлечения, увеличилась до 22% с 6%, на деликатесы — до 20% с 6%, на алкоголь и сигареты — до 13% с 5%, на рестораны — до 15% с 4%, на косметику — до 8% с 1%.
При этом российские граждане вернулись к экономии на мобильной связи: в 2019 году на ней экономили 4% опрошенных (опрос 2018 года таких граждан не зафиксировал). Помимо этого, 11% опрошенных (годом ранее — 2%) экономили на гаджетах.
Как считает глава «Ромира» Андрея Милехина, такие итоги исследования вполне закономерны. «Непростая экономическая ситуация в стране приняла затяжной характер. Казалось, что самые тяжелые 2015 и 2016 годы позади, и россияне немного расслабились в 2017 году. Однако очередной виток роста цен, подорожание бензина и услуг ЖКХ на фоне практически не меняющихся доходов заставили наших граждан опять затянуть пояса», — заявил Милехин, слова которого приводятся в релизе.