Это случилось в подвале дома инженера Ипатьева. В Екатеринбурге закончилось последнее путешествие для императора и всей его семьи. Из Тобольской ссылки Николая II доставили в Екатеринбург специальным составом, в каждом вагоне находилась вооруженная охрана. Поезд царской семьи остановился на железнодорожной станции Шарташ. Теперь это узловая железнодорожная станция Екатеринбургского региона. Сто лет назад эта станция находилась за пределами городской черты.
Лидер революции, Ленин, никогда не отдавал письменного приказа о расстреле царской семьи, но желал этого очень давно. В своих трудах он описывал, когда и при каких обстоятельствах принималось решение о казни императора Николая II. Такие обсуждения велись в Англии на II съезде РСДРП, еще в 1903 году
.
Сверженного царя и его семью поселили в одном из лучших особняков Екатеринбурга, который находился напротив Вознесенской церкви. Дом принадлежал инженеру Ипатьеву. Незадолго до этого инженера вызвали в Урал исполком и велели в 24 часа очистить дом, оставив всю мебель на местах. В этом особняке с каменными стенами и высоким забором, в последний раз жизни проснулись Романовы. Царскую семью разместили на втором этаже особняка, из окон они могли видеть только верхушку забора и крест Вознесенского собора. Через некоторое время в комнату вошел маляр и закрасил окна известью. Только белесый туман комнаты окружал пленников.
Ночью 17 июля 1918 года большевики спустили всех пленников в угловую комнату подвального помещения. Это была пустая комната, в которой горела только лампочка. Царица была удивлена отсутствием мебели в помещении. Чекисты выполнили просьбу императрицы и принесли два стула. До последнего пленники не подозревали, что ступеньки ведущие в подвал, станут для них всех дорогой без возврата.
Руководитель расстрельной команды Яков Юровский начал строить царскую семью, расставлять всех по местам. На стульях остались сидеть царица и наследник. После чего в комнату вошла расстрельная команда, чекисты начали палить по всем без разбора. Непосредственно в императора стрелял сам Юровский. Все происходящее не было расстрелом. Эта расправа больше походила на кровавую бойню, которая продолжалась минут десять. После казни стены комнаты были залиты кровью. Вот так трагически в Екатеринбурге закончилось последнее путешествие, последнего императора.
На следующий день в Москву была отправлена телеграмма о том, что в связи с анархическим заговором, царь Николай II, виновный в кровавых злодеяниях перед русским народом, расстрелян, а вся его семья эвакуирована в надежное место.
После казни, чтобы скрыть улики своего страшного преступления, большевики присмотрели выработанную шахту, возле Екатеринбурга. Место называли Ганина Яма. Но, не смотря на лето, в шахте был большой слой льда и по этой причине останки спрятать не получилось. Трупы погрузили в грузовик и повезли в новое место. По дороге машина застряла в грязи. И Юровский принял решение избавиться от трупов прямо там. Выгрузив из машины останки, чекисты принялись разрубать трупы, обливать их кислотой. То что осталось от трупов, закопали прямо под дорогой. Что бы окончательно запутать следы преступления, чекисты решили закопать два трупа в стороне от дороги.
Через восемьдесят лет после той кровавой расправы в Петропавловском соборе Петербурга с почестями перезахоронили останки императора, императрицы и трех дочерей. Перед захоронением было проведено две эксгумации, несколько генетических экспертиз, две подтвердили — кости действительно принадлежат Романовым, одно исследование этого не подтвердило. Русская православная церковь до сих пор не признает подлинность останков. Тайна этого трагического события полностью еще не разгадана.