Неделя высокого уровня 77-й сессии Генассамблеи ООН

Вчера, 20 сентября, в Нью-Йорке открылась неделя высокого уровня 77-й сессии Генассамблеи Организации Объединенных Наций. В ООН впервые после двух лет пандемии на фоне распространения коронавируса нового типа прибыли президенты, главы правительств и министры иностранных дел многих стран, в том числе России. У главы делегации Российской Федерации министра иностранных дел Сергея Лаврова помимо выступления запланированы десятки встреч с коллегами из разных стран.

 

Основные заявления, которые прозвучали с трибун в первый день Генассамблеи , касались реформы Совета Безопасности. С такой инициативой выступил президент Франции Эмманюэль Макрон. По заявлению французского лидера, Совбез «непременно нуждается в реформировании». Макрон предлагает сменить подход к праву «вето» и увеличить число непостоянных членов. Ранее с таким предложением выступили в США. Так, постоянный председатель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что Джо Байден выступит с предложением изменить порядок использования права «вето» для постоянных членов Совбеза.

 

Зачем реформировать Совбез? Главной целью этих реформ, как подтверждают некоторые эксперты, является лишение России, как постоянного члена Совбеза ООН, права «вето».

 

Совет Безопасности ООН — это специальный орган внутри Организации Объединенных Наций, который занимается определением, расследованием и урегулированием любых ситуаций, угрожающих миру на земле. В Совбез входят пять постоянных членов: Российская Федерация, Китай, Соединённые Штаты, Великобритания и Франция. Они имеют право «вето». Оно позволяет странам отвергать проект любой содержательной резолюции Совбеза, но при этом не распространяется на голосования по процедурным вопросам. Также в совет приглашаются десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. Предложения исключить Россию из Совбеза ООН звучали после начала спецоперации на Украине.

 

Могут ли Россию исключить из Совбеза ООН?

Всё упирается в 23-ю статью Устава (Международный договор, учреждающий международную Организацию Объединённых Наций), где сказано, что Россия — постоянный член ООН с 24 декабря 1991 года как государство -продолжатель СССР. Как и все постоянные члены, РФ имеет право накладывать «вето» на любую резолюцию Совбеза. То есть членство России в Совбезе, как и право вето, «прошито» в уставе ООН. Исключить её нельзя никак, не переписав «программу» с нуля. Как отмечают политологи, механизмов по исключению России ни из Совета Безопасности, ни из ООН вообще, и лишению её права «вето», блокирующего абсолютно любую инициативу, не существует.

NEWS1.ru