Российских граждан не удивить ростом цен, он наблюдается уже тридцать лет. Если раньше доходы россиян росли быстрее цен, то теперь ситуация наблюдается противоположная, и именно в этом заключается главная проблема, считают экономисты. Совершенно точно известно, что после Нового года, а именно с 1 января ряд товаров подорожают. Это связано с увеличением акцизов. Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова в интервью агентству «Прайм» перечислила товары, которые в 2023 году гарантированно вырастут в цене.
Среди них: алкоголь (вино, шампанское, пиво). Кстати, по данным ЕГАИС, общий выпуск водки в России с января по август увеличился на 9,17%, до 49,97 млн дал, а розничные продажи — на 7,11%, до 49,39 млн дал. Подорожает парфюмерия, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, бензин и дизельное топливо.
Вырастет цена на кофе…
Во многих «кофейных» колумбийских регионах сейчас наблюдаются проблемы с урожаем. Причиной тому — суровая зима. Поэтому предполагается, что цена на зёрна вырастет, однако, на сколько именно, пока не известно. Стоит отметить, что за последний год в мире зафиксирован более чем двукратный рост цен на зеленый (необжаренный — прим. ред.) кофе. По данным поставщика зерен «Tasty Coffee», стоимость арабики с весны 2021 выросла до 130%. Цена на этот продукт выросла в связи с удорожанием удобрений, сложностями с логистикой и дефицитом контейнеров для транспортировки.
Мясо…
Цены возрастут и на мясо, в частности на говядину. Это связано с разрешением Министерства сельского хозяйства на ввоз в Россию говядины с нулевой пошлиной, из-за чего отечественные производители предпочтут экспортировать продукцию в восточные страны. В результате, в среднесрочной перспективе случится значительный рост цен на говядину.
Ранее россиян предупредили о подорожании оливкового масла. Доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников допустил, что оно вырастет в цене из-за засухи в Испании. С подсолнечным маслом ситуация несколько иная. Собран большой урожай подсолнечника. Это может привести к снижению оптовых цен в России до конца 2022 года. Главными производителями этого продукта являются Украина, Россия, Аргентина, Турция и Франция. В мировой торговле подсолнечное масло на данный момент составляет порядка 15 % на рынке растительных масел.