В России готовят закон против дипфейков

Реальную угрозу информационному веку в России решили взять под контроль. Речь идёт о введении обязательной маркировки для созданного с помощью дипфейков контента.

В России уже несколько месяцев обсуждают ограничения на распространение дипфейков –  видеоролик, в котором лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. Например, на видео с дипфейком можно сделать так, чтобы человек говорил или делал что-то, чего на самом деле в реальной жизни не было. Технология появилась в 2014-м, создал ее студент Стэнфордского университета Ян Гудфеллоу. В основе дипфейка — нейросеть, которая детально изучает лицо человека, а затем подставляет к исходному файлу лицо «реципиента».

Новый импульс обсуждению придал фейк с президентом Владимиром Путиным, который будто бы заявил о прекращении спецоперации на Украине.

На видео было заметно, что звук наложен сверху, а произнесенные слова не соответствуют мимике и движению губ. Отчетливо видно, что авторы ролика использовали наложение в области рта. Ролик был легко разоблачен специалистами, но мог ввести в заблуждение обычных пользователей соцсетей.

К концу 2023 года в России может появиться маркировка дипфейков. Об этом заявил заместитель главы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в интервью «Парламентской газете».

Ранее ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж предложил ввести обязательную маркировку созданного с помощью дипфейков контента, а также закрепить подобную технологию в нормативно-правовой базе как несущую угрозу персональным данным россиян.

Признак нынешнего времени — стремительный рост объема публикуемых фейков. За последние несколько лет количество фальшивых фото- и видеоматериалов росло невероятными темпами. Волна дипфейков началась еще несколько лет назад: наиболее известны ролики с «пьяной» главой конгресса США Нэнси Пелоси и экс-премьером Италии Маттео Ренци, нецензурно оскорбляющим действующее правительство. Некоторым политикам даже приходилось извиняться и доказывать, что видео смонтировано при помощи искусственного интеллекта. Дипфейки уже используются в рекламе, моде, журналистике и обучении. Однако больше 90% подделок созданы, чтобы навредить репутации, — например с помощью порнографических роликов.

NEWS1.ru