Современные храмы на древнем празднике Калькутты Дурга-Пуджи

На прошедшей неделе в Калькутте отпраздновали ежегодное религиозное торжество Дурга-Пуджи, когда в городе возводятся на один день несколько сотен удивительных храмов. Этот праздник считается одним из главных в Западной Бенгалии.

Город превращается в один большой карнавальный шатер, состоящий из множества маленьких ярких, хорошо освещенных шатров, видимых с высоты птичьего полета. Эти шатры — пандалы, сооруженные умельцами и мастерами временные алтари — этакие мини-храмы самой уважаемой бенгальцами богини Дурги. Во время празднования Дурга-  Пуджи основным ритуалом торжества является строительство таких храмов- пандалов с мурти — идолами богини, и чем ярче и красивее, а также необычнее получаются такие временные храмы,  тем больше почестей и подарков возложат на алтарь миряне в дар богине. Это настоящее соревнование, которое проходит между районами и кварталами. Главная часть торжества — сооружение пандалов: временные храмы строят общины, районы, кварталы. Мастера соревнуются, какой из них самый красивый, самый непохожий на других.  Традиционно все эти постройки в финале  торжества разбираются и идолы предаются водам Ганга и также  его притокам, в основном Хугли, на берегу которой стоит Калькутта. А на следующий год возводятся другие шатры с богиней, непохожие на предыдущие, еще красивее и торжественнее. Соревновательный аспект праздника подтверждается наличием жюри, которое каждый год выбирает лучшие пандалы, делает фотографии, чтоб запечатлеть для истории мастерство художников- декораторов. А сохранять для истории есть что: нередко над созданием нового храма пандала мастера начинают трудится сразу же по окончании праздника, пытаясь создать очередной шедевр не только эстетический, но и концептуальный.

Например, художник Баппа Халдар создал двойную мурти (идола) богини Дурги. Одна статуя стоит на лодке, а вторая является будто бы ее отражением в голубых водах Дурга- ПуджиГанга. «Это призыв к чистой воде, к очищению священного Ганга! — поясняет мастер,  — Но это еще и символ того, что у каждого мурти есть скрытый второй смысл, который не сразу понятен».

Пандалы Калькутты сегодня давно не похожи на давнишние временные постройки с простым идолом восьмирукой богини внутри. Художники  стараются внести в стародавнюю традицию современное: встречаются черты концептуализма, и модернизма, и даже сюрреализма. Не последнюю роль играет и заложенная в созданном творении мысль, значимая для народа и человечества в целом. Например, в этом году наиболее актуальной оказалась тема  защиты окружающей среды.

Еще один пандал полностью сделан из особого бамбука, издревле использовавшегося в строительстве. Растет он на приграничной территории с Бангладеш. Мурти богини находится среди арок из бамбука. Авторы пандала говорят, что выбор на этот материал пал из- за его экологичности и отсутствия вреда для воды. «Нас 14 человек, мы работали над сборкой пандала четыре месяца!» — хвалятся художники.

По традиции, глиняная Дурга с дарами должна быть потоплена в Ганге, но экологи давно забили тревогу по поводу вреда, наносимых водам тысячами раскрашенных химией идолов. Было решено не топить, а символически окунать статую богини в реке, чтоб потом полностью разрушить.

Многорукая Дурга — грозная богиня , чаще всего ее изображают с восемью вооруженными руками ( с мечами, палицей, копьем или трезубец, щитом или веревочной петлей) и оседлавшей гигантского льва. Вариантов много, но мысль чаще всего одна — она символ борьбы с демонами зла во всем мире.

Но творцы пандалов показали в этом году, что богиня может противостоять не только демонам, но и с другим «язвам» современности, таким как глобальное потепление или  непрекращающиеся войны.

Изменениям климата посвящен пандал, на стенах которого сверкают огнями тысячи разноцветных стеклянных кусочков. На создание этого стеклянного чуда понадобилось, по словам авторов, 3,3 тонны стекла. Украшения выдували на фабрике в форме традиционной индийской сладости  наподобие кренделька — джалоби.  Стеклянная спираль у входа — символ бури и смерчей, которые появляются из-за изменения климата.

В одном из шатров пандала художники отступили от канонов и изобразили воинствующую богиню с опущенными восемью руками: «Наша богиня разоружилась, она не хочет войны», — поясняют создатели журналистам. И люди несут нескончаемым потоком подношения защитнице Дурге: кокосы, сладости, и даже сари – как богине- матери.

Так Индия, сохраняя самобытность, идет в ногу со временем.

NEWS1.ru