Ученые из Обнинска изобрели способ перерабатывать угрозу экологии в виде старых шин в источник дохода. Эти бытовые отходы относятся к четвертому, наивысшему классу опасности. Отработанные шины на свалке либо под землею будут разлагаться больше 100 лет. При возгорании же старых покрышек в окружающую среду выделятся канцерогенные и другие вредные химические соединения, угрожающие здоровью человека и окружающей среде. Для того чтобы этого избежать, нужно перерабатывать изношенные шины.
По статистическим подсчетам, в России каждый год уходят в утиль до полутора миллионов покрышек. Суммы, потраченные на их переработку получаются огромными, и по закону затраты за это несут производители.
После принятия в 2014 году поправок в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» у производителей шин могут выбрать один из трех вариантов. В первом случае предлагается выплачивать в бюджет экологический сбор и тем самым снять с себя обязанность утилизировать шины, во втором — самим перерабатывать использованные шины и в третьем — заключить договор со сторонним подрядчиком.
Третий вариант показался производителям шин и импортерам более привлекательным. По нему нанимаются сторонние переработчики, которые утилизируют шины, после чего производители отчитываются перед государством.
Основным способом для переработки покрышек является самая простая и незатратная технология механического измельчения изношенной резины. Это самый простой незатратный способ, он находит себе применение в разных сферах, например, в производстве покрытий и ряда резинотехнических изделий.
Но чтобы при утилизации покрышек получились более ценные компоненты, такие как сорбенты, которые затем используют для очистки газов, — требуется иной метод переработки — пиролиз. В загерметизированных контейнерах с ограничением доступа кислорода происходит нагрев шин до высокой температуры не допуская горения. Химические соединения не поступают в атмосферу, а разлагаются, не нанося вреда экологии.
Данная технология пиролиза пользуется спросом во всем мире. Но у существовавших до сих пор пиролизных установок есть общий существенный минус — сам процесс пиролиза проходит в газовом окружении, а, как известно, газ — плохо проводит тепло и для переработки одной партии резины расходуется от 8 до 12 часов времени. За этот период происходит нагрев емкости с шинами, что ведет к большим затратам энергии.
В Японии изобрели технологию эвакуации газа из емкостей и проведения пиролиза в вакууме. Но лишь российские ученые из Обнинска смогли реализовать способ, снижающий энергозатраты в десятки раз. Заменяя газ на жидкий металл, они существенно уменьшили время пиролиза.
Вместо газа в герметичной ёмкости находится жидкий металл, а точнее, используют ученые расплавленный свинец, — поясняет Владимир Ульянов, ведущий научный сотрудник Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского. —И весь процесс переработки занимает примерно час.Обнинское изобретение способно переработать до 1000 кг изношенных покрышек в сутки.
Также особенностью инновации является получаемые в процессе переработки продукты, а это металлокорд, пиролизный газ — аналог природного, твердый технический углерод — часто использующийся в качестве сорбента и черного пигмента в красках и четвертый, самый ценный — пиролизная жидкость, аналог мазута. Из нее в потом можно выделить бензин и керосин, и самое необычное — лемонен, органический растворитель и ароматизатор, использующийся в моющих средствах и парфюмерии. Он безопасен для человека и неаллергенен.
Разработчики собираются показать своё изобретение на проходящем в Сочи XIX фестивале молодежи и студентов Владимиру Путину. Такая технология переработки отходов с пользой и без вреда природе будет очень кстати в Год экологии.