Ученые нашли на поверхности российского модуля Международной космической станции (МКС) живые бактерии космического происхождения. Они были переданы на Землю, но, предположительно, не являются опасными для человека. Об этом сообщил в беседе с журналистами ТАСС российский космонавт Антон Шкаплеров.
По его рассказам, при выходах в открытый космос из сегментов МКС по заданию российской программы космонавтами берутся ватными тампонами пробы с внешней поверхности станции. В основном делают мазки в местах скоплений топливных отходов, которые выбрасываются с работой двигателей, или с потемневших местах на поверхности станции. После этого образцы доставляют на Землю.
«И теперь выяснилось, что откуда-то на этих тампонах обнаружились бактерии, которых не было при запуске модуля МКС. То есть они откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки. Пока они изучаются, но похоже, что никакой опасности не несут», — рассказывает космонавт.
Шкаплеровым также сообщалось, что земные бактерии некоторых видов тоже смогли выжить с наружной стороны станции, хотя в течении трех лет подвергались перепадам температуры от — 150 до +150°С, находясь в вакуумной среде. Эти бактерии, пояснил он, случайно попали на станцию с Земли вместе с планшетами с разными подопытными материалами, которые размещают на борту станции для наблюдений результатов длительного воздействия присутствия в космосе на них.
Новый экипаж МКС, который должен возглавить Шкаплеров, стартует на МКС 17 декабря.
Основной задачей выхода в открытый космос экипажа космонавт называет замену электронного блока у антенны ретрансляционной системы «Луч». Эта спутниковая антенна в российском части корабля, доставленная на МКС со служебным модулем «Звезда» когда станция ещё собиралась в 2000-х гг. Теперь необходимость в ней отпала. Ещё планируется ручной запуск в необходимом направлении в космос микроспутников. Сам глава экспедиции Антон Шкаплеровым будет выходить в открытый космос 2 февраля. По поводу изменений в конструкции скафандра он заметил, что усовершенствовалась регулировка температуры в скафандре — она стала автоматической. Если до этого приходилось вручную регулировать тепло и холод, исходя из того, на солнечной либо теневой стороне находится МКС во время выхода. Теперь уже автоматически водяные потоки распределяются внутри спецкостюма с терморегулирующей водяной «начинкой», надеваемого под скафандр. Ещё изменился материал гермооболочки — стал более жестким, но чтоб делать выводы об его удобстве, надо в нем поработать в тех условиях, для работы в которых его создавали — в открытом космосе , заключил космонавт.