Учеными Саратовского государственного технического университета был разработан специальный тренажерный аппарат, позволяющий развить навыки внимательности и усидчивости у детей, среди которых могут быть и страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности. При помощи считывающих сигналы мозга датчиков прибором показывается момент отвлечения ребенка от поставленных задач. Об этом рассказали ТАСС в пресс-службе СГТУ им. Гагарина.
«Ученым удалось создать нейроинтерфейс «мозг-компьютер», который можно использовать для тренировки способности концентрировать внимание у детей, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», — говорилось в сообщении.
Сотрудником СГТУ, Владимиром Максименко, были описаны принципы работы этого устройства. Они достаточно просты: при выполнении обычного задания на концентрацию (такого как выбор предметов мониторе компьютера по каким-то критериям из множества), учеными в это же время анализируются электрические параметры мозговой активности человека.
Данные электроэнцефалографии дают понять, что в данный момент человек на самом деле сосредотачивается на задании. Но если вдруг уровень концентрации понижается, в случае когда человек отвлекается на что- то другое, сигнал об этом сразу же отражается на компьютерном мониторе. Устройством сразу же подается звуковой тон для напоминания об основной задаче.
Многим детям, особенно страдающими гиперактивностью, сложно достичь концентрации на каком-либо одном предмете или задаче. Этот метод позволяет засечь тот самый миг, когда ребенок отвлекается, чтобы принимая во внимание ситуацию и его состояние, мы сможем или вернуть его к заданию, или дать отдохнуть (например, немного уменьшив сложность задачи). С помощью прибора «мозг-компьютер», ребенок сможет со временем овладеть способностью к внимательности, то есть как можно дольше сосредотачиваться на определенной задаче», — рассказывает специалист университета.
Диагноз «Синдрома дефицита внимания и гиперактивности» ставится почти 10% школьников и дошкольников в мире. Это масштабная проблема, над решением которой объединили свои усилия врачи, психологи и педагоги. Она требует комплексности в подходе, и в случае внедрения тренажера в общеобразовательную практику, принесет облегчение в жизнь многих детей и их родителей, станет также помощником и для учителей», — дала оценку инновационному устройству кандидат психологических наук Галина Эйгелис.
Максименко заметил, что тренажер уже был испытан в действии на добровольцах. Также ученый отметил, что в дальнейшем устройство будет возможным применить в качестве тренажера для людей, которые должны уметь в течении долгого времени концентрировать внимание на решении какой-либо задачи.