В последние десятилетия достаточно часто встречаются нарушения осанки. По данным научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской Академии наук, у 79,8 % учащихся с первого по десятый класс обнаружены нарушения осанки.
Согласно данным статистики, нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1 %; в 4-летнем возрасте – у 15–17% детей; в 7-летнем – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте так же отмечается тенденция увеличения детей с нарушением осанки. Здоровая осанка залог здоровья.
Проблемой физической культуры. Рациональное физическое воспитание должно обеспечивать своевременное формирование основных реакций и двигательных навыков ребенка. Физические упражнения в процессе физического воспитания должны способствовать развитию общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, развитию гибкости и формированию навыка правильной осанки.
Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.
Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Здоровая осанка залог здоровья. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем. Осанка зависит от положения головы, шеи, плеч, лопаток, формы позвоночника.
С физиологической точки зрения она рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение жизни, в процессе воспитания, закрепляется с началом окостенения. Правильная осанка характеризуется вертикальным направлением головы и туловища, развёрнутыми в тазобедренных суставах нижними конечностями, развёрнутой грудной клеткой, слегка отведёнными назад плечами, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками.
Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.
По Ф. Штаффелю выделяют следующие типы осанки:
- Нормальная осанка;
- «Круглая» спина;
- «Плоская» спина;
- «Плосковогнутая» спина;
- «Кругловогнутая» спина.
«Круглая» спина – нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4–5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. У таких детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает, колени при стоянии слегка согнуты.
«Плоская» спина характеризуется уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь – поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидные. Это нарушение осанки (плоская спина) наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию. У детей с плоской спиной ослаблены мышцы спины, груди и живота. Есть точка зрения, что такие дети (при неблагоприятных условиях) наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника (сколиоз).
«Плосковогнутая» спина – нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
«Кругловогнутая» спина – нарушение осанки, характеризуется увеличением всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных мышц увеличена.
Нарушение осанки могут возникать из-за недостаточного развития отдельных физических качеств: гибкости, силы, силовой выносливости. Сила и силовая выносливость мышц спины играет существенную роль в формировании правильной осанки, слабые мышцы не могут длительное время удерживать туловище в правильном положении: когда они «утомляются», тело принимает наиболее удобную, облегченную для этих мышц позу.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение тела во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на боку. Такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам, находящимся в полурасслабленном состоянии, что не достигается, если спать на спине или животе. Однако следует учитывать, что сон на левом боку затрудняет деятельность сердца. Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20–25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Для детей с искривлением позвоночника матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры. Перины, мягкие подушки, пуховики подкладывать вместо жесткого матраца не рекомендуется.
Неблагоприятное влияние на осанку оказывает неправильная поза при письме и чтении. Во время занятий за столом или партой надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки школьника. Если ноги не достают до пола, то следует поставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула: расстояние между грудью и столом составляет 1,5–2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед (правильное положение головы благотворно влияет на тонус мышц спины), расстояние от глаз до стола 30 см. При письме тетрадь надо класть под углом 30° (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради). При чтении предплечья должны лежать симметрично на столе, книгу надо держать в наклонном положении.
Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20–25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов.
В дошкольном возрасте ребенок должен уметь плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой – ходить на лыжах и кататься на коньках. Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов ОДА.
Один из важных моментов, который нужно учитывать педагогу и родителям, – ребенок с трудом выдерживает статические позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему находиться в статическом положении (долго стоять, сидеть). Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем у взрослых, а, значит, менее устойчив. Он затрачивает значительные усилия, чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии и поэтому быстрее устает. Поэтому в младшем школьном возрасте эффективно использовать динамические упражнения со статическими задержками, и в течение одного урока сидения за партой использовать физкультминутки и физкультпаузы.
Из спортивных занятий таким детям рекомендуется плавание, гимнастика, лыжи; не рекомендуется гребля, велосипедный спорт, и т. п., которые могут отрицательно повлиять на осанку.
Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Основой коррекции нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ребенка, которая может осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка.
Общие задачи ЛФК при нарушениях осанки:
- активизация обмена веществ всех тканей организма;
- предупреждение возможных осложнений.
Частные задачи ЛФК:
- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
- укрепление мышц туловища и конечностей;
- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
- полная коррекция или уменьшение деформации;
- укрепление мышц корсета;
- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика (ЛГ). Одна из разновидностей ЛГ – корригирующая гимнастика, которая проводиться для исправления дефектов ОДА и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. Основную роль при лечении фиксированных деформаций позвоночника и нарушения.
Физические упражнения рассматриваются в качестве неспецифического раздражителя, вызывающего общую ответную реакцию всего организма, поэтому они могут использоваться для активной коррекции нарушений осанки. Своевременное их применение, позволяет обеспечивать восстановление функций, оздоровление и укрепление всего организма.
Спортивные занятия, спортивные игры, помимо положительного влияния на тренировку мышечной системы, развивают ряд двигательных качеств (выносливость, силу, быстроту, координацию движений) и обладают высокой эмоциональностью. Эмоционально положительное состояние детей является основным условием для полноценного физического и нервно-психического развития. Вместе с тем в современном спорте (в детских спортивных школах) применяют большие, иногда чрезмерные физические нагрузки, несовместимые с задачами физического воспитания детей с дефектами осанки. Поэтому выбор спортивной секции и разрешение на занятия в ней должны быть согласованы с врачом ортопедом.
В детских спортивных организациях занимается много детей физкультурой и спортом. В этом заложена основа массовой профилактики нарушений осанки.
В случаях же стойких нарушений осанки дети должны быть направлены в детскую поликлинику для занятий лечебной физической культурой. Нарушение осанки оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей. В частности, изменяется формирование грудной клетки, снижается функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой систем.