В прошлом году Российская Федерация потеряла 85 самолётов иностранных производителей по причине беспрецедентных антироссийских ограничительных мер и невозможности их поставки или возвращения обратно в страну. По статистическим данным, четыре из пяти самолетов в России — произведены за границей.
А самый выпускаемый лайнер отечественного производства (МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт — прим. ред.) пока на 50 процентов состоит из деталей, поставляемых из-за границы. Вопрос с полным импортозамещением деталей для современного российского магистрального лайнера МС-21 близится к завершению, заверяют власти. Не секрет, что поставки комплектующих оборвались, западные санкции коснулись почти 80 процентов гражданского флота.
Что будет с авиаперевозками в России в 2023 году?
В настоящее время российские авиакомпании, активно эксплуатирующие иностранные воздушные суда, остались без техобслуживания, ремонта и необходимых запчастей из-за санкций. По словам экспертов, многие компании нашли альтернативный вариант — параллельный импорт нужных запчастей. Обслуживанием лайнеров занимаются некоторые российские организации. Часть функций они способны выполнять уже сейчас, другие еще надо осваивать. По открытым источникам, их число может достигать более двух десятков, если учитывать площадки для работ по военным судам и вертолетам.
Один из наиболее известных в России авиаремонтных заводов — АО «Уральский Завод Гражданской Авиации». Подразделения находятся по всей стране.
Дополнительные сложности возникают из-за зарубежных лизингодателей. Большинство Boeing и Airbus российские авиакомпании брали в лизинг и регистрировали в Иордании или на Бермудах, чтобы экономить на налогах и пошлинах при ввозе в страну. Там же российские перевозчики получали сертификаты летной годности на самолеты. Без этих документов лайнеры не могут летать.
Теперь лайнеры под угрозой ареста. По имеющимся на данный момент данным, 78 самолетов, которые российские авиакомпании брали в лизинг за границей, попали под арест. Потеря не фатальная, однако, важнее решить, где брать запчасти для лайнеров иностранного производства.
Чтобы в одночасье не потерять существенную часть флота, авиакомпании приступили к экстренной перерегистрации. Ещё в марте прошлого гола Росавиация потребовала от российских авиакомпаний срочно перерегистрировать самолеты в национальном реестре и подать заявки на получение российских сертификатов летной годности. Сейчас спокойно летать в дружественные страны может треть парка — ее успели «прописать» в России и параллельно снять с иностранного учета.
На фоне всех трудностей международная организация гражданской авиации (ICAO) поставила России «красный флажок» на странице аудита безопасности полетов в 187 странах мира. Сославшись на него, любой аэропорт мира имеет право отказать авиакомпаниям в обслуживании. Так, стратегической задачей на ближайшие семь лет стал ускоренный переход на российскую технику.
Отечественный самолет МС-21, который должен конкурировать с Boeing 737 и Airbus A320, начнут серийно производить в 2025 году, сообщил вице-премьер Денис Мантуров. Сроки сдвинулись после введения новых антироссийских санкций — пришлось полностью отказываться от иностранных компонентов и внедрять собственный двигатель ПД-14.
Сейчас Росавиация уже сертифицировала его для МС-21. Испытания двигателя ПД-8 для Sukhoi SuperJet для получения сертификата типа планируется завершить в этом году. Ранее Росавиация одобрила главные изменения в типовой конструкции, связанные с установкой двигателя ПД-14 и крыла из произведённых в России композитных материалов.