Беларусь меняет морские пути для своих грузов

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы, Эстонии, Латвии на другие направления, в том числе на Мурманск, где они направятся в Китай и Индию по Северному морскому пути.

морской порт

В 2021 г. , после того как перевалка белорусских грузов через прибалтийские порты стала невозможной из-за санкционных ограничений и недружественного поведения , самой привлекательной для белорусов стала российская портовая инфраструктура.

Известно, что экономика РБ ориентирована на экспорт и в связи с этим Глава государства постоянно курирует проекты логистики, заставляя производителей  искать новых потребителей на международном рынке. Беларусь уже поставляет калийные удобрения через порты Санкт-Петербурга, также она планирует обзавестись там своим терминалом.

Можно конечно использовать действующие портовые мощности Мурманской области для перевалки своих экспортных товаров, однако предпочтителен вариант строительства своего терминала, для чего уже определены нужные территории. Сейчас в логистике задействованы 19 российских портов для поставки белорусских грузов. В феврале прошлого года правительства Беларуси и России подписали соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, калийных, азотных удобрений, продукции металлургии и деревообработки.

Политика прибалтийских государств привела к упадку инфраструктур  градообразующих портовых городов в 2019-21 г.г. Начались увольнения рабочих, продажа имущества и недвижимости портов, так как их мощности были рассчитаны на солидные грузопотоки СССР. За последние пять лет снижение Грузооборота всех этих портов составляла 5–15% в год.

Правда в прошлом году дела начали выправляться в связи с грузопотоками принадлежащими Казахстану и Узбекистану. До пандемии и введения санкций 30% грузооборота Клайпедского порта составляли грузы из Беларуси, а среди насыпных грузов, благодаря «Беларуськалию» эта цифра достигала почти 100%.

Грузопоток Рижского порта потом сократился на 26,4%,а в Лиепаи на 11,8%. Долгосрочная государственная политика России заключается в перенаправлении грузопотоков из зарубежных в свои собственные порты. В Усть-Луге в Ленинградской области действуют 12 терминалов общей мощностью 100 млн т грузов в год и строятся три новых терминала: для универсальных грузов, минеральных удобрений и контейнерных грузов. Развиваются и другие порты Ленинградской области.

В Приморске, специализирующегося на нефти и нефтепродуктах, строят большой универсально-перегрузочный комплекс. Его пропускная способность — 70 млн т в год. В порту Высоцк строится зерновой терминал и комплекс переработки пшеницы а так же терминал по производству метанола.

NEWS1.ru